«

Хамтын падеж Совместный падеж

Совместный падеж отвечает на вопросы:

хэнтэй? юунтэй? юутэй? (с кем? с чем?)

и имеет окончание -тай (-тэй, -той), которое присоединяется к любой основе,

например: аба - абатай (с отцом)
эхэ - эхэтэй (с матерью)
тоо - тоотой (с числом)
замаг - замагтай (с замком)
һүүл - һүүлтэй (с хвостом)
далай - далайтай (с морем)
харгы - харгытай (с дорогой) и т.д.

Совместный падеж выражает:

  1. соучастие, совместность совершения действия между двумя равноправными лицами, например: Катя намтай кино хараба (Катя просмотрела со мной кино);
    Цэбэг Цэдэбтэй энэ ажал хэбэ (Цэбэг с Цэдэпом сделали эту работу);
  2. определительное отношение одного предмета к другому, например: Эмээл моритой хүн ерэбэ (Прибыл человек верхом на коне).
    Золтой хүн (Счастливый человек).

2. В предложении слово, стоящее в совместном падеже, может быть:

  1. сказуемым (если находится в конце предложения);
  2. дополнением (если находится перед глаголом);
  3. определением (если находится перед другим именем)
например: Алтай дэлхэй алтатай, арад амитан һайхантай (земля - матушка с золотом, люди с добром и красотой);
Гарма Бадматай ерэбэ (Гарма пришел с Бадмой);
Бороотой үдэр (дождливый день);
Һалхитай үдэр (ветреный день).

3. Утвердительная частица юм очень часто выступает связкой при составном сказуемом, выраженном именем в совместном падеже. Эта частица может и опускаться.

Например: Энэ байшан хоёр сонхотой юм. (Этот дом с двумя окнами).

Упражнения

Текст для чтения и пересказа

Шадамар хүбүүн

Славкын абань суутай бэрхэ агроном байһан юм. Славка абынгаа хэдэг ажал харадаг һэн.
Славка газаа, гэрэй сонхо доро, шэниисэ тариба. Тэрэнээ уһалдаг, сэбэрлэдэг байба. Шэниисэнь ехэ һайнаар ургаба.

Намар тэрэнээ хадажа абаад, орооһонуудыень хуряаба, сэбэрлэбэ. Абатаяа хамта томо һайн орооһонуудыень илгажа, хүрэнгын таряан болгобо. Хойто хабарынь тэрэнээ тарихадань, бүри һайнаар ургаба.

Хойто, саада жэлнүүдтэнь Славка нүхэдтэеэ хамта һургуулиингаа туршалгын газарта тэрэ хүрэнгэеэ таридаг болобо. Тэрэнь жэл бүри улам һайнаар ургадаг байба.

Славкын ургуулһан шэниисэ сууда гаража, колхозуудай поли дээрэ таригдадаг болоһон юм.

Слова: аба – отец
хадаха – жать, убирать (хлеб)
хүрэнгэ – семя, семена
шадамар – ловкий, умелый
сэбэрлэхэ – чистить
туршалгын – опытный

Упражнение № 1

Выпишите из текста урока слова, которые стоят в совместном падеже, составьте с этими словами предложения.

Упражнение № 2

Переведите на бурятский язык.

Летом

В начале лета в лесу появились новые цветы. Мы очень любим простые лесные цветы. Мы часто ходим в лес на знакомую полянку, заросшую земляникой. Там я делаю из бересты небольшой кузовок, а Саша сам собирает спелые ягоды и дома всех угощает душистой земляникой.

После теплых дождей в лесу пошли грибы. Смолою пахнут высокие сосны, недвижимо дремлют зеленые ели. Шелестят кудрявые листья березы. Краснеет на солнце рябина.

С корзинами в руках долго бродим мы по лесу, ищем и собираем грибы.

Упражнение № 3

Перевести текст на русский язык, обращая внимание на функцию частицы юм.

Шубуунай аша туһа

Ой модые хорото хорхой шумуулнуудһаа хамгаалхада, шубууд ехэ туһатай юм. Нэгэ борбилоо өөрынгөө дальбараануудта үдэр соо 300 шахуу, тоншуулнууд 900 хүрэтэр, шаархайнууд 1500 хүрэтэр хорхойнуудые асаржа үгэдэг гэжэ тоолон гаргагдаа һэн. Энээнһээ гадна, бэеэ хүсэһэн шубуудшье олон хорхойнуудые эдидэг юм. Манай ой соо гектар бүхэндэ дунда зэргээр абахада, хорхой шумуулнуудаар хооллодог гушаад шубууд бии байдаг. Гансал нэгэ үдэр соо тэдэ хэды олон хорхойнуудые хюдана гээшэб! Тиимэһээ шубуудые хамгаалхадаа, ой модо хамгаална гээшэбди.

Слова: шубуун – птица
хорхой шумуул – насекомые
аша туһа – польза
хамгаалха – защищать
дальбараа – птенец
тоншуул – дятел
ой модон – лес
борбилоо – воробей
шаархай – скворец

Упражнение № 4

Просклоняйте во всех падежах следующие слова: шубуун, хорхой, дальбараа

Упражнение № 5

Ответьте на следующие вопросы:

Сколько падежей в бурятском языке?
Какие?
Напишите их по порядку с вопросами.